Имплант обычно ставят детям с нейросенсорной тугоухостью 4-ой степени, это глухие дети.
Логопедическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации включает себя два основных направления:
- Развитие слухо-речевого восприятия – по сути, это работа сурдопедагога, но мы используем в работе с этими детьми упражнения, которые развивают слух, упражнения на дифференциацию звуков, развитие понимания речи, накопление пассивного словаря.
- Развитие речи:
- 1. Для неговорящих детей – развитие рече-подражательной деятельности - мы вызываем звуки и слоги, которые ребенок может произносить осознанно в ответ на наглядный предмет, картинку, рисунок (мяу, ко-ко, уу, аа, ав, га, ду и т.п.)
- 2. Для детей, которые овладели звуками, слогами и используют их в речи (корова – му, собака – ав, машина – би и т.п.) мы предлагаем развитие простой, короткой фразовой речи (это уже не «му», это ко-ро-ва, далее - «корова идет, спит, стоит и т.п»; «корова большая и т.п.»)
- 3. Для детей, которые используют простую фразовую речь- необходимо ее развивать: развивать активный словарь- глаголы, существительные, учим использовать в речи прилагательные, развивать функции словообразования (яблоко – яблочко) и словоизменения (яблоко-яблоки), употреблять предлоги (в, на, с, у), коррекцию звукопроизношения.
- 4. Для говорящих детей мы предлагаем развитие связной речи, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, совершенствование функций словообразования и словоизменения.
Каждый ребенок проходит диагностику, специалист делает первичный осмотр, подробно рассказывает текущую ситуацию родителям и отвечает на вопросы. Объясняет методику и план занятий.
- Заикание.
В лечении заикания мы используем классическую методику, которая гарантированно улучшает речь. Постановка и отработка навыков нижне-диафрагмального типа дыхания, навыки слитного и плавного голосоведения, удлинение речевого выдоха, отработка темпа и ритма речи, речь с движением, преодоление звукофобий и логофобий на материалах: гласных, слов, фраз, стихотворений, прозы, вопросно-ответной формы речи, чистоговорок и пословиц. В стандартном случае речь идет о курсе занятий: минимум 3 раза в неделю, продолжительность не менее 6-ти недель. Степень выраженности заикания и возраст пациента неважны.