Размер шрифта: А А А
Цветовая схема:   А   А

Песочная терапия

 

Этот удивительный песок.

 

Просто сыграем, как делают дети,

Что "вне игры", то для них — мишура,

Это сладчайшее дело на свете —

Общая наша игра!


Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Интересно, что педагоги подошли к таинству "песочной терапии", в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх, интуитивно. Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.

Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить "трепет" души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но подчас язык желаний и чувств собеседника часто является иностранным даже для взрослых. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свой творческий потенциал, как приоткрыть перед нами тайны своей души? Психологи скажут, что самое главное — "спроецировать" свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, ребенок расстраивается и плачет оттого, что не смог выразить то, что хотел. А вот в играх с песком все становится возможным. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка.

Что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" переживания своего внутреннего мира на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт!

Поэтому основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

 

Показания к песочной терапии

 

Ребёнок неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

 

Ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии фрустрации;

 

Переживает экзистенциальный кризис;

 

Остро переживает возрастной кризис;

 

Имеет психологическую травму;

 

Имеет проблемы в принятии решения.

 

Песочная терапия уникальна для каждого ребёнка, так как отражает его индивидуальность.Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Автор: коррекционный психолог Волегова Ирина Геннадьевна.

 

Родник - Детский медицинский центр, детская клиника, детский педиатр, ортопед, остеопат, логопед, невролог, гастроэнтеролог, ЛОР

Песочная терапия закрыть

Песочная терапия

 

Этот удивительный песок.

 

Просто сыграем, как делают дети,

Что "вне игры", то для них — мишура,

Это сладчайшее дело на свете —

Общая наша игра!


Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Интересно, что педагоги подошли к таинству "песочной терапии", в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх, интуитивно. Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.

Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить "трепет" души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но подчас язык желаний и чувств собеседника часто является иностранным даже для взрослых. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свой творческий потенциал, как приоткрыть перед нами тайны своей души? Психологи скажут, что самое главное — "спроецировать" свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, ребенок расстраивается и плачет оттого, что не смог выразить то, что хотел. А вот в играх с песком все становится возможным. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка.

Что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" переживания своего внутреннего мира на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт!

Поэтому основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

 

Показания к песочной терапии

 

Ребёнок неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

 

Ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии фрустрации;

 

Переживает экзистенциальный кризис;

 

Остро переживает возрастной кризис;

 

Имеет психологическую травму;

 

Имеет проблемы в принятии решения.

 

Песочная терапия уникальна для каждого ребёнка, так как отражает его индивидуальность.Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Автор: коррекционный психолог Волегова Ирина Геннадьевна.